1.Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя ), положите одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки . Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки , что контролируется той и другой рукой ). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).
2. Произведите короткий , спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких , затем произведите протяжный , плавный выдох через рот.
3. Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).
4. Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков :
аaaaa
аaaaaooooooo
аaaaaуууууу
5. Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три ...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха . Произведите обратный счет (десять , девять , восемь...).
6. Прочтите пословицы , поговорки , скороговорки на одном выдохе . Обязательно соблюдайте установку , данную в первом упражнении :
Капля и камень долбит. Правой рукой строят – левой ломают. Кто вчера солгал, тому завтра не поверят . На скамеечке у дома целый день рыдала Тома . Не плюй в колодец – пригодится воды напиться . На дворе трава , на траве дрова: раз дрова, два дрова – не руби дрова на траве двора . Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки : раз Егорка , два Егорка , три Егорка ...
7. Прочитайте русскую народную сказку «Репка » с правильным воспроизведением вдоха на паузах :
Репка .
Посадил дед репку . Выросла репка большая- пребольшая. Пошел дед репку рвать . Тянет-потянет, вытянуть не может . Позвал дед бабку . Бабка за дедку , дедка за репку , тянут -потянут , вытянуть не могут ! Позвала бабка внучку . Внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут-потянут , вытянуть не могут ! Позвала внучка Жучку . Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут -потянут , вытянуть не могут ! Позвала Жучка кошку . Кошка за Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут -потянут , вытянуть не могут ! Позвала кошка мышку . Мышка за кошку , кошка за Жучку , Жучка за внучку , внучка за бабку , бабка за дедку , дедка за репку , тянут -потянут - вытянули репку !
Психологические упражнения для развития голоса .
Вы можете развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому , как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой . В результате тембр голоса изменится , ваш голос разовьётся и станет более низким и благозвучным , его диапазон расширится , произношение станет более четким , модуляции выразительнее , а экспрессивность убедительнее . Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации ваших сил. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно , причем по утрам , ибо это зарядит вас бодростью на целый день. У вас не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится ваше общее самочувствие . По мере того , как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и ваша личность .
1. Встаньте перед зеркалом . Сделайте выдох , затем вдох и произносите каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания . Итак , вдохните и начинайте :
ииииииииии
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
Эта последовательность не случайна , вы начинаете со звука самой высокой частоты - "и". Если вы при этом положите ладонь на голову , то ощутите легкую вибрацию кожи . Это свидетельство более интенсивного кровообращения . Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, вы это можете почувствовать , приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки . При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца , а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота . Произносите медленно один за другим все звуки три раза. Если вы хотите , чтобы тембр голоса был более низким , а голос был более глубоким и выразительным , то в течение дня многократно произносите звук "у".
2. Теперь нужно активизировать область груди и живота , а для этого надо произносить звук "м" с закрытым ртом .
Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо , второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, вы ощутите сильную вибрацию .
3.Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность . Для того , чтобы расслабить язык, проведите предварительную подготовку : поднимите кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычите " как трактор . Итак , сделайте выдох , потом вдох и начинайте "рычать ": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнутораскатистым "р" произнесите следующие слова : роль руль ринг рубль ритм рис ковер повар забор сыр товар трава крыло сирень мороз и т.п.
4. "Упражнение Тарзана" помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда . Встаньте прямо, сделайте выдох , затем глубокий вдох . Сожмите руки в кулаки . Громко произносите звуки "ииииииииии" и одновременно колотите себя кулаками по груди , как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Теперь проделайте это же упражнение со звуками :
эээээээээээ
аааааааааа
оооооооооо
ууууууууууу
По окончании упражнения вы заметите , как очищаются ваши бронхи от слизи, как ваше дыхание становится свободным, как вы заряжаетесь энергией. Хорошенько откашляйтесь , избавьтесь от всего ненужного ! Это упражнение следует выполнять только по утрам , поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием .
5. Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения . Встаньте прямо и поставьте ноги на ширину плеч, сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов , после чего наберите воздуха в живот и сделайте один резкий выдох , сопровождаемый звуком "Ха - а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким , как это только возможно (эхо в соседних домах ). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд. После нескольких недель тренировки по предложенной методике сравните свой нынешний голос с прежним, который вы записали на диктофон , и вы убедитесь , что тембр вашего голоса изменился, а голос вцелом существенно улучшился , ибо теперь он обрел большую суггестивную силу , а это значит, что исходящее от вас харизматическое излучение стало более интенсивным , вы стали говорить более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир . В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и ваши мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому вы начинаете говорить не просто по-другому , а намного лучше . За счет этого все, что вас тревожит и беспокоит , отступает , а затем и вовсе исчезает. Поэтому никогда не прекращайте работать над своим голосом и тогда вы никогда не прекратите работать над своей личностью . Работа над своим голосом - это работа над собой! Работа над дикцией . Под дикцией понимается четкое , ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука , и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы . Артикуляция также управляется на подсознательном уровне , как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять те причины, по которым у вас плохая дикция , и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так : "У меня плохая дикция ", "Я говорю невнятно ", "Я картавлю ", "Я неправильно произношу (не могу произнести ) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с вашими ощущениями .)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать " или "В моём роду нет Цицеронов ", которые перепрограммируются достаточно просто .
После перепрограммирования подсознания дикция , как правило, значительно улучшается , а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти , умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения .
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти .
1. Свободно опускайте нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца .
2. Беззвучно , протяжно (на одном выдохе ) произнесите гласные звуки : ааааааааааааа яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца );
Ооооооооооооо ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии (рот слегка открыт ).
3. Произнесите гласные звуки с голосом :
аaaaaaaaaaaaa
яяяяяяяяяяяяяя
ооооооооооооо
ёёёёёёёёёёёёё
иииииииииииии
4.Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе :
аааааэээээ
аааааеееее
аааааиииии
иииииааааа
ооооояяяяя
аааааииииииооооо
иииииээээээаааааа
аааааиииииэээээоооооо
Следите за тем , чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным .
5. Произнесите пословицы , поговорки , скороговорки , которые насыщены гласными звуками , требующими широкого раскрытия рта . Например: Мал, да удал . Два сапога - пара. Нашла коса на камень . Знай край , да не падай. Каков рыбак, такова и рыбка . Под лежачий камень вода не течет . У ужа ужата , у ежа ежата .
6. Прочтите стихотворение , четко произнося звуки а , я:
Небо осенью дышало,уж реже солнышко блистало , короче становился день, лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман , Гусей крикливых караван Тянулся к югу : приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора... А. Пушкин
В процессе выполнения упражнений следите за тем , чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто .
Упражнения для развития подвижности губ .
При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков . Так, для произнесения звуков у, ю требуется вытянуть губы вперед трубочкой , для звуков о, ё округлить губы , а для звуков с, з растянуть губы в улыбке . Для развития губ полезно использовать следующие упражнения :
1. Растяните губы в улыбке без обнажения зубов .
2. Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте .
3. Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте ).
4. Вытяните губы вперед в форме трубочки .
5. Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке .
6. Поднимите верхнюю губу , обнажив верхние зубы , затем опустите нижнюю губу , обнажив нижние зубы .
7. Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой
артикуляцией , затем с голосом):
ииииии (губы растянуты в улыбке );
оооооо (губы овалом);
уууууу (губы трубочкой ).
8. Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно , затем с голосом ): сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке );
шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).
9. Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе : ииииуууу (губы сначала растянуты , затем принимают форму трубочки ); ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки ); оооуууииии (округлены , трубочка , улыбка ); ааааииииууууыыыы ; ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты , при произнесении ш вытянуты вперед); ззззззжжжжж (при произнесении з растянуть губы , при произнесении ж вытянуть вперед ).
10. При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик , крупа , барабан, палка ).
11. Закрепите четкость и ясность произношения звуков в словах ива , игра, утюг , урок , утиль , окунь , ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка , Ирина, институт , инкубатор , изумруд , укрытие , улитка , удилище , ощущение , окулист , оборудование , сок, замок, колесо , шапка , школа , жук , живот, сушки , солнышко , железо, папка , барабан, веник, велосипед, фартук , фуфайка , кофта . При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом .
12. Прочтите пословицы , поговорки , скороговорки . Следите за правильным положением губ , за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз:
Друг за друга стой и выиграешь бой. От умного научишься , от глупого разучишься . Капуста любит воду и хорошую погоду . У осы не усы , не усищи , а усики . Волки рыщут , пищу ищут . У ёлки иголки колки .
13. Прочтите вслух рассказ и проследите за тем , чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов .
Колокольчики .
Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики . Выйдешь из лесу на нескошенный , заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов , похожих на праздничный хоровод . По всему зеленому лугу белеют ромашки , желтеют одуванчики , цветет мышиный горошек. А выше всех , всех веселее - лиловые колокольчики . От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся , кланяются , неслышно звенят колокольчики , радостно приветствуя гостя . Все лето цветут , неслышно звенят колокольчики , знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.
Упражнения для развития мышц языка .
Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных , когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое . Для укрепления мышц языка , улучшения его подвижности и переключаемости , перед тем , как использовать упражнения в произнесении звуков , слов и фраз со стеченим согласных , четко отработайте следующие движения:
1. Высуньте язык наружу и произведите им движения влево, вправо, вверх , вниз.
2. Высуньте наружу язык и произведите круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.
3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделайте его широким , узким , чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты ).
4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистите " верхние зубы с наружной и внутренней стороны , в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.
Контроль за правильностью выполнения движений осуществляйте при помощи зеркала . Добейтесь , чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.
Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах .
Прочтите слоги :
1. па, по, пу , пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та , то , ту , ты , тэ , тя , тё , тю , ти , те , са, со, су , сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу , жи, же;
2. ап, оп, уп , ып, эп, ат, от, ут , ыт, эт, ас, ос, ус , ыс, эс, аш, ош, уш , ыш, эш
Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков .
Прочтите вслух слова со стечением двух , трех и четырех согласных звуков : вход , вложить , поклажа , турист , карта , клумба , служба , хвост , смахнуть , смекнуть , собрать , плотва , штамп , прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести , вправить , сдвинуть , искра , раскармливать , холст , взгляд, гротескный , груздь , застлать , мгновение, сгладить , столбняк , ствол , ястреб , костры , шпроты , всплыть , вскрыть , здравница , схватка , встретить , надсмотрщик , обмундирование , острастка , метростроевец , дуршлаг , странствие , транскрипция .
Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи
Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки , которые построены на сочетании согласных звуков , трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе , отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук . Постепенно ускоряйте темп , но следите за тем , чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась:
Прохор и Пахом ехали верхом . Галка села на палку , палка ударила галку . От топота копыт пыль по полю летит . У быка бела губа была тупа . Водовоз вез воду из водопровода. У Фени фуфайка , у Фаи туфли . На семеро саней по семеро в сани уселись сами . Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь . Пришел Прокоп - кипел укроп . Ушел Прокоп - кипел укроп . Как при Прокопе кипел укроп , так и без Прокопа кипел укроп . Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши . Зажужжала пчела, дожужжалась паука . Чешуя у щучки , щетина у чушки . Сшит колпак не по- колпаковски , переколпаковать бы колпак , да перевыколпаковать . На дворе трава , на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора . Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали. Всех скороговорок не перескороговоришь , не перевыскороговоришь .
Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе . Соблюдайте плавность и слитность их произнесения . Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов . При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ , языка , нижней челюсти , за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных ), за четким произнесением согласных , но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения. При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы , своевременно добирать воздух . Занятия по отработке хорошей дикции проводятся ежедневно по 10-15 минут . Переход к следующему упражнению осуществляется только после того , как будет достаточно четко отработано предыдущее .
Также хорошо помогает развить голос громкое пение песен))